Интервью

МИЛОСТЫНЯ ДОЛЖНА ПОПОТЕТЬ В КУЛАКЕ

В 1941 году в Казахстане на станции Челкар из арестантского вагона высадили пожилого человека в нижнем белье и рваном ватнике. Это был владыка Николай (Могилевский). Сердобольные женщины дали ему какую-то одежду, а одна разрешила жить у себя в сарае – рядом с коровой и свиньей.

Никто не знал здесь владыку. Его называли дедушкой. Средств к существованию у него не было. Он ходил и просил милостыню. Так продолжалось почти год. И владыка выжил.
Есть у нас мудрая пословица: «От тюрьмы да от сумы – не зарекайся». Каждому в жизни приходится то просить, то откликаться на просьбы. Мы ведь ждем от Бога милости, хоть и недостойны ее. Вот и подаем милостыню другим – таким же недостойным, как сами. Если бы у нас была любовь, то мы откликались бы сердцем на нужды других. Но любви нет. И мы приносим людям хотя бы маленькую материальную жертву. Она нужна нам, нашей душе.
В толковом словаре Владимира Даля сказано: милостыня – это «подаяние, кус Христа ради, подача нищему».

-В классическом смысле милостыню дают деньгами, – говорит священник и писатель Ярослав ШИПОВ. – Человек, у которого что-то есть сверх необходимого (хотя бы немножко), делится с тем, у кого необходимого не хватает. Милостыня спасительна духовно – для тех, кто делится, и чаще всего материально – для тех, кому дается.
-У Даля еще приведены русские пословицы: «Дорога милостыня в скудости», «Милостыня перед Богом оправдает», «Пост приводит к вратам Рая, а милостыня отверзает их».
-И это так. Но применительно к нашему времени и нашей стране (Москве, по крайней мере) ситуация складывается такая: люди, которые просят милостыню в метро, подземных переходах, на перекрестках объединены в некие синдикаты. Этих инвалидов находят и свозят со всей страны. Над ними есть руководители (что сейчас всем известно), которые входят в криминальные группировки – чаще всего этнические.
И получается странная вещь: мы делимся деньгами с вроде бы неимущими, а они здесь – только подставные лица. На самом деле деньги идут совсем другим людям, скажем, в какой-нибудь воровской «общак». Таким образом, мы, давая милостыню, участвуем в совсем не благовидных делах.
-Получается, у нас не милости просят, а деньги вымогают?
-Да еще мы становимся соучастниками возможных преступлений. Это совсем не то, что Церковь подразумевала под милостыней во все времена.
Как-то я стал свидетелем такой сцены в метро. Настоящий участник войны в Чечне остановил инвалида в камуфляжной форме и тельняшке, который изображал из себя ветерана «горячих точек». И спросил, где он воевал. Тут быстро обнаружилось полное незнание тематики. И реальный участник войны сказал, что ни один из тех, кто «ползает» в метро, не был ни на какой войне.
-Это вполне возможно. У инвалидов-воинов хорошие пенсии. И еще у них есть чувство своего достоинства, они вымогать не будут.
-Верно. И участники Афганской войны говорили мне то же самое: «Наши никогда просить не пойдут. У них другая психология».
Конечно, инвалиды в метро – это реально страждущие люди, им тяжело. Но от денег, которые мы им даем, они практически ничего не имеют. За ними установлен контроль, все собранное им приходится сдавать. Их держат в полуголодном существовании, чтобы они собирали деньги для криминала.
Получается, что здесь наша жертва вряд ли спасительна для души, ведь мы жертвуем на преступные деяния.
-Получается так.
-Один батюшка мне рассказал, как он шел с вечерней службы и через стекло ресторана увидел «нищих», которые собирали деньги возле его храма. Они пировали, были прилично одеты. И потом священник у одного из них спросил: «Как же так?» А тот ответил: «Надо уметь жить. Знаю, сколько ты, батя, получаешь. А я получаю в пять раз больше!»
-Неплохо.
-Практический смысл милостыни тут совершенно исчезает. Получается, что люди, которые жертвуют этим «нищим», попросту развращают их. Мы искренне даем им деньги как неимущим, а они обманывают нас, смеются над ними, ходят в рестораны и не работают.
Вчера одна прихожанка на исповеди каялась в том, что подала милостыню. Впереди нее из вагона вышла та женщина, которая собирала деньги, и встретилась с еще одной такой же «нищей». Они пошли и стали насмехаться над теми, кто им отдавал свои рубли.
-Бывает и такое.
-Похожая ситуация и с алкоголиками, бомжами. Им дают деньги – и они их пропивают, губят свое здоровье. Получается, мы им даем на выпивку. А Господь сказал: «горе тому человеку, через кого соблазн приходит» (Евангелие от Матфея. 18. 7)
-Горе нам?
-У меня рядом с домом есть магазин, а рядом с магазином стоят выпивохи. Я у них как-то спросил: «Вам хлеба купить?» Ответили: «Не надо! Деньги давай!» Они не голодают, им нужно напиться.
-Это так.
-Часто люди приходят на исповедь и каются, что не могут подать милостыню всем. Пока в метро доехали до храма, у них уже восемь-десять человек попросили денег. Но ведь пенсионер получает гораздо меньше, чем любой из тех, кто у него просит. Это они должны бы давать милостыню пожилому человеку.
И вот что еще очень важно. На улице иногда попадаются люди в подрясниках, скуфейках. Просят денег на какие-то храмы, монастыри. Еще Патриарх Алексий II на каждом епархиальном собрании говорил, что он никого не благословляет просить деньги на улице. Так что чаще всего это либо участники каких-то преступных сообществ, либо сектанты.
Церковь нам говорит: милостыня спасительна для тех, кто ее дает. Это понятно. Но повторю: сущность милостыни сейчас часто бывает извращена. Возможно, в старые российские времена столь сложной ситуации не было. Хотя и тогда всякое происходило.
-И что нам делать?
-На каждом приходе есть кто-то, кто беднее нас. Многодетные семьи рады любой помощи – и хлебу, и крупе. Мы видим, что люди действительно нуждаются в помощи. С панихидного столика всегда даем им продукты – и они признательны за это.
Иногда молодым семьям становится трудновато жить, когда у них появляется ребенок. Мама не работает, у папы пока небольшая зарплата.
-Или попадает человек в тяжелую ситуацию. Например, умирает близкий – и нужны деньги на похороны.
-Их надо собрать. А еще – собрать на лечение, оно сейчас очень дорогое. И вот тут действительно милостыня соответствует своему названию, понятию.
-Порой помощь требуется храмам.
-И по мере сил ее тоже надо оказывать.
-Но все равно жалко этих инвалидов в метро.
-Конечно. Поэтому помолись, скажи, проходя мимо каждого (каждого!) из них: «Помоги ему, Господи!» Попроси, чтобы Бог помог человеку выбраться из этой ситуации. Вполне вероятно, что он попал в нее не по своей воле. И о лечении хворого, болящего помолись обязательно.
Иногда, кстати, «нищие» тут себя и разоблачают. Скажешь: «Помоги, Господи!» – а они на тебя набрасываются: «Денег давай!»
-Признаюсь, я недооценивала, до какой степени должна быть разумной милостыня.
-Вот не помню, откуда эта фраза, но в Церкви говорили: «Милостыня должна попотеть в кулаке». Это как раз о том, что подавать ее надо с разбором. И потом, Бог не требует, чтобы человек отдавал последнее. У всех есть свои нужды, близкие люди.
Конечно, возможна ситуация, когда надо отдать последнюю рубашку. Но это бывает не каждый день и не на каждой станции метро.
-Вероятно, этот момент не пропустишь?
-Да, Господь даст понять, что тут именно такой случай.
-Если честно, то мы и сами не прочь сесть кому-нибудь на шею – и жить-поживать. И с другими так же. Дал кому-нибудь денег раз, другой – и он уже начинает думать, что ты ему чем-то обязан. Ждет очередного «вливания».
-Правильно. А нам надо помочь человеку встать. И лучше, по пословице, давать ему не рыбу, а удочку.
-Святой праведный Иоанн Кронштадтский раздавал много милостыни. И при этом открыл дом трудолюбия, чтобы действительно люди вставали на ноги.
-Мне доводилось встречаться с настоятелями открывающихся монастырей. В самом начале они привыкают жить на пожертвования – и это правильно. Тут тоже милостыня, только другого масштаба. И вот какое-то время Господь ее дает, а потом вдруг перестает. Настоятели говорят: «Раньше нам деньги приносили, а потом перестали. Видно, в области перевелись богатые люди».
Но тут, видимо, дело в другом. Господь им обязательно поможет, но Он ждет, чтобы они и сами начали что-то производить. Как бы говорит им: «Не превращайтесь в нахлебников! У вас есть таланты, руки, головы».
И стоит только людям применить свои таланты, как снова появляются спонсоры.
-В нашей жизни, наверное, так же?
-Да, пока можешь делать, делай. Работай или дома ухаживай за детьми, стариками. И Бог будет помогать.
Нехорошо, когда плодятся потребители. От тунеядцев и прихлебателей на земле пользы немного. Это мы хорошо знаем на примере детей, когда они достигают подросткового возраста и считают, что у них – только права и никаких обязанностей. А это дело безблагодатное.
-Каждому все-таки надо нести свой крест?
-Да, и богатому, и нищему. И по мере сил продолжать действовать.

О том, как разумна должна быть милостыня, сказано в Евангелии:
«И когда был Он (Господь – прим.) в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Ибо нищих всегда имеете с собой и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (от Марка. 14. 3-7).
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

25 октября – 65 лет со дня преставления святителя Николая (Могилевского), исповедника, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского